Вадим Лукьянов Русский мыслитель профессор Иван Александрович Ильин (1882-1954 гг.) с 1948 года в Швейцарии начал писать цикл статей «Наши задачи». Публикацию осуществляла белоэмигрантская организация РОВС (Русский Обще-Воинский Союз*) в Париже. У меня под рукой полный сборник «Наших задач», выпущенный в Москве в 1992 году. С большим уважением отношусь к Ивану Ильину как к выдающемуся светскому православному мыслителю. Его богословские работы очень хороши и ничуть не скучны, как это часто бывает у околорелигиозных любомудров, а вот политика Ильина - здесь дело гораздо более сложное... Впрочем, речь не о том. Следует только помнить, что трагедия (настоящая, не превращенная в фарс) русских эмигрантов первой волны - трагедия великая, страшная. Вина или беда Ильина в том, что он вполне хладнокровно и расчетливо позволяет себе рассуждать о «стратегических ошибках Гитлера» после окончания Второй мировой и нашей Великой Отечественной войны? Я не знаю. Бог ему судья. Я напишу о том, о чем собирался писать. В сборнике «Наши задачи» есть такая статья (одна из последних, судя по всему) - «Что такое конспирация?». Ее автор неизвестен. Иван Ильин пишет комментарий: «отзываясь на просьбы, высказанные одновременно с разных сторон, формулировать хотя бы некоторые основные правила политической конспирации, редакция обратилась к одному опытному и осторожному политику с просьбой исполнить это пожелание и помещает присланный ей текст». А в самой статье даются кое-какие указания, что «надо уметь хранить тайну», быть «духовно самостоятельным человеком», «уметь распознавать людей» и т.д. И вот, собственно, как пример такого умения распознавать людей, аноним среди прочего пишет: «Кто не уловит беспредельной самоуверенности и тупой жестокости в глазах Джугашвили?». Это о Сталине... Мы привыкли повторять, что «глаза - это зеркало души», и это на самом деле так. Поэтому и я, конечно же, не раз думал о глазах, о взгляде Иосифа Виссарионовича. Об этом и хочется написать. Прежде всего исхожу из того, что «опытный и осторожный политик», автор вышеозначенной статьи, сам Сталина, скорее всего, видеть не мог, поэтому судит о нем и его глазах по фотографиям, каким-то рассказам и, возможно, по кинохронике. По этим источникам судить вправе и я, благо, со всем этим достаточно хорошо знаком. Фотографии. Сохранилось великое множество фотографий Сталина, тысячи фотографий. Лично я, на вскидку, видел никак не менее нескольких сотен, и первое, что сразу приходит на ум, это то, что ни на одной фотографии Сталин не запечатлен в гневе или раздражении. Наверное, таких фотографий просто нет. Часто на лице улыбка, часто на лице спокойствие, какая-то холодность, но всегда - всегда - работа. Это, кстати, очень бросается в глаза с фотографий или кинокадров - во всем теле, в каждой черте лица, во всяком движении Сталина видна работа. Постоянная работа ума, воли, веры и всего, что было в этом человеке. Труднообъяснимое впечатление, но для меня это так. Такими видятся и глаза Иосифа Виссарионовича - в них одна работа и мысль, работа мысли. Аноним, уловивший «беспредельную самоуверенность» и «тупую жестокость», - очень хреновый конспиролог. Ничего этого во взгляде Сталина нет... Но, может быть, нет на фотографиях? Зато свидетельствуют очевидцы? Опять же, существует очень много мемуаров, рассказов людей, встречавшихся с И. В. Сталиным и описавших свои встречи или свою работу с ним. Это совершенно разные люди. В Кремле ежедневно происходили сотни встреч, консультаций, давались приказы, рекомендации, выслушивались предложения, принимались иностранные гости, подписывались указы о наградах или о наказаниях. Многие люди написали обо всем этом. В памяти изо всей прочитанной мною литературе о Сталине остается один самый яркий, чаще остальных подчеркиваемый образ, касающийся его глаз, - все современники и сотрудники Сталина говорят о его пронизывающем и не дающем укрыться ни одной нечестной, обманной мысли собеседника взгляде. Словно насквозь видел человека. Есть много свидетельств и о гневе (чего нет на фотографиях). Нет желания останавливаться на конкретных примерах, они известны (яркий случай - разговор с Жуковым по поводу сдачи фашистам Киева). Известно и то, что гнев Иосифа Виссарионовича никогда в работе не был беспричинным, глупым (чаще остальных о гневе Сталина вспоминали военные во время Великой Отечественной войны, но важно сказать и о том, что советские командиры - люди приказа и чести - благодаря военной субординации как никто другой умели сказать о человеке по его глазам очень многое, и никогда (никто) не говорил о каких-то особенно жестоких, самоуверенных или нечеловеческих глазах Сталина). Да и справедливый гнев - это, конечно же, не «тупая жестокость», надо разбираться. Я бы вообще и не заговорил о какой-то мелочной статье плохого конспиролога-эмигранта, давно уже, вероятно, почившего, но просто сам понял именно теперь, что я вижу прежде всего во взгляде Чуть седой, как серебряный тополь. «Эти ясные, яркие очи» - правда же, так не похоже на тупую жестокость? Надо бы вспомнить еще вот о чем. В истории русской Православной Церкви, в истории России, был такой очень примечательный иерарх, духовный писатель митрополит Вениамин (Федченков). В пору Гражданской войны он, как и И. А. Ильин, поддержал белогвардейскую армию (особенно Врангеля, которому Ильин до последних дней продолжал петь «осанну»), после разгрома которой бежал в 1921 году из Севастополя в Стамбул и далее в Европу... В 1947 году он вернулся в Россию-СССР. А в 1948 году в Риге в своем дневнике (см. «Сорокоуст на Родине») он писал: «Весь день прошел тоже в делах незаметно. Много раз вспоминал с добрым чувством сов. власть, и в частности Сталина. Прикладываю здесь даже его портрет из календаря. На обороте мне понравилась "речь" - из 10 словечек. Открытая душа, любящая народ, рабочих. Теплом на меня повеяло от этих слов... Этим и заканчиваю данный день. Господи, спаси нас!». Слово судьба означает - суд Божий. Кому он ведом, Божий суд? *Сам Ильин в одной из своих статей дает такую справку: «1 сентября 1924 года последний Главнокомандующий Русской Армией, Петр Николаевич Врангель, преобразовал кадры ее в некое новое и небывалое еще в русской истории воинское братство, наименованное им «Русским Обще-Воинским Союзом»»(стр. 161). **Поэт и исторический собиратель ***Стихотворение 1945 года. (Прим. авт)
|
Опубликовано: Дуэль. №2(402), 18 января 2005 |
|