ПОСЛЕ ПОБЕДЫ

НОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

По окончании Великой Отечественной войны перед советским народом встала трудная задача: в кратчайшие сроки устранить тяжелые последствия фашистского нашествия - залечить раны, нанесенные им советской экономике и культуре, жизненному уровню населения. А урон был страшный - 20 миллионов погибших, советский народ потерял почти треть своих национальных богатств.

На временно оккупированной врагом территории Советского Союза немецкие фашисты сожгли и разрушили десятки тысяч городов и сел, заводов и фабрик, 227000 сельских школ, 7250 больниц и амбулаторий, 2250 детских яслей и множество других культурно-бытовых зданий.

В результате этого после победы было немало отстающих промышленных предприятий и даже отдельных отраслей промышленности. Многие колхозы и даже целые сельскохозяйственные районы находились в запущенном состоянии. Земля давала низкие урожаи. Поэтому материальные и культурные запросы народа удовлетворялись недостаточно.

Анализируя этот факт, Сталин в своем выступлении перед избирателями в 1946 г. говорил, что понеся такие колоссальные потери в войне, любое капиталистическое государство, даже самое мощное, без помощи извне никогда бы не встало на ноги, превратилось бы во второразрядную державу. С СССР - экономически мощной социалистической державой - этого не случилось. Советский социалистический строй в который уже раз продемонстрировал миру свои неоспоримые преимущества перед капиталистическим.

Но восстановлению экономики страны серьезно мешало резкое обострение послевоенной международной обстановки.

Вторая мировая война существенно изменила лицо мира. В международной обстановке произошли коренные изменения. Соотношение сил на мировой арене изменилось в пользу социализма. Советский Союз, разгромивший основную ударную силу мирового империализма в лице фашистской Германии и империалистической Японии, вышел из этой войны, вопреки расчетам американских и английских империалистов, в военном отношении более сильным, чем был до нашествия. Исключительно вырос престиж Советского Союза и его влияние в решении международных проблем. В то же время после Второй мировой войны начался второй этап общего кризиса капитализма, прямым результатом которого явились революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, а вскоре цепь империализма была прорвана и в Азии. Социализм вышел за рамки одной страны и превратился в мировую систему. Великие победы Советского Союза привели к созданию после Второй мировой войны военного равновесия между социализмом и капитализмом.

Отсюда стремление правящих кругов США если и не уничтожить СССР, то, по крайней мере, хотя бы вернуть утраченные империализмом позиции и захватить новые источники сырья, рынки сбыта, расширить сферу приложения капиталов и таким образом попытаться выйти из экономического кризиса. В этом Вашингтон видел свою генеральную задачу. Она была четко сформулирована президентом США Гарри Труменом, открыто заявившего: "Победа во Второй мировой войне поставила американский народ перед жгучей проблемой руководства миром". Так была вновь поднята на щит бредовая идея мирового господства. Претворение же в жизнь американского плана Маршалла привело к невиданному еще в истории развития мировых отношений внедрению американского капитала в экономику европейских, африканских, азиатских и латиноамериканских стран.

В борьбе за мировое господство американский империализм раздувает атомный шантаж и сопутствующую ему "холодную войну" с призывами начать "крестовый поход" против коммунизма. США усиленно готовятся к нападению на СССР, план которого официально был разработан в директиве 1496/2 от 18 сентября 1945 г., озаглавленной "Основа формулирования военной политики", и в директиве 1518 от 9 октября 1945 г. под названием "Стратегическая концепция и план использования вооруженных сил США". Объединенный разведывательный комитет США наметил 20 советских городов, подходящих для атомной бомбардировки. При этом отмечалось, что атомные бомбардировки малоэффективны против обычных вооруженных сил, транспортной системы, поэтому атомная бомба более пригодна для массового истребления населения городов. Так США приняли на вооружение доктрину "первого удара", внезапной атомной агрессии против СССР. В ноябре 1945 г. генерал Эйзенхауэр, преемник Трумена на посту президента США, заявил: "Нет смысла закрывать глаза на тот факт, что мы думаем о войне с Россией".

Развертывая мирное строительство, Сталин правильно оценил реальную угрозу для СССР со стороны США, обладавших атомным оружием, и принял все меры к тому, чтобы в кратчайшие сроки создать свое ядерное оружие и надежные средства доставки его к цели. В результате за семь-восемь послевоенных лет (1946-1953 гг.) у СССР появилось свое атомное оружие. А в августе 1953 г., раньше чем в США, в Советском Союзе успешно прошли испытания одного из видов водородной бомбы, несравнимо более мощной, чем атомная. Одновременно быстрыми темпами решалась труднейшая научно-техническая задача - развернулось в необходимых размерах производство ракет различного назначения, могущих нести ядерные боеголовки. Был создан новый тип войск - ракетные войска стратегического назначения.

Одновременно в советских вооруженных силах были внедрены более совершенные образцы автоматического оружия, танков, артиллерии, радиолокационной и другой боевой техники, созданные советскими учеными. На смену поршневой авиации пришла реактивная, осуществлена полная моторизация армии. Открытое нападение США на СССР стало невозможно. Констатируя впоследствии этот факт, президент США Ричард Никсон говорил: "С тех пор, как Советский Союз достиг равенства в области систем стратегического оружия, всякое столкновение с ним стало означать потенциальную угрозу ядерного уничтожения цивилизованных стран".

В этих условиях правящие круги США, не отказываясь в случае ослабления по каким-либо причинам военной мощи СССР от открытого на него военного нападения, свои основные усилия направили на подрыв Советского Союза изнутри. На это были брошены миллиарды долларов. Начались активные попытки забрасывать в СССР американскую агентуру, а внутри страны вербовать неустойчивых, морально разложившихся, озлобленных по тем или иным причинам на советскую власть людей. В недрах Центрального Разведывательного Управления США возник детально разработанный план мероприятий, направленных на реставрацию капитализма в СССР. Вновь на свет божий поспешили вытащить заветную мечту империалистов: добиться распада СССР, превратить его из великой сверхдержавы в жалкий сырьевой придаток капиталистического мира.

18 августа 1948 года в секретной директиве Совета Национальной безопасности США (СНБ 20/1) говорилось:

"Правительство вынуждено в интересах развернувшейся ныне политической воины наметить более определенные и воинственные цели в отношении России. (...) Наша цель - свержение Советской власти. (...) Наше дело работать и добиться того, чтобы там (в СССР) свершились внутренние события. Речь идет прежде всего о том, чтобы сделать и держать Советский Союз слабым в политическом, военном и психологическом отношениях".

А вот как все в той же директиве представляли себе американские правящие круги новую некоммунистическую власть в России, если их агентам удастся свергнуть власть Советов:

"Следует со всей силой подчеркнуть, что независимо от идеологической основы любого некоммунистического режима и независимо от того, в какой мере он будет готов на словах воздать хвалу демократии и либерализму, мы должны добиться осуществления наших целей. Мы должны создавать автоматические гарантии, обеспечивающие, чтобы даже некоммунистический и номинально дружественный к нам режим:

а) не имел большой военной мощи,

б) в экономическом отношении сильно зависел от внешнего мира,

в) не имел серьезной власти над главными национальными меньшинствами,

г) не установил ничего похожего на железный занавес.

В случае, если такой режим будет выражать враждебность к коммунистам и дружбу к нам, мы должны позаботиться, чтобы эти условия были навязаны не оскорбительным или унизительным образом. Но мы обязаны не мытьем, так катаньем навязать их для защиты наших интересов".

Так империалисты США тайно объявили войну Советскому Союзу.

Пришлось Советскому правительству большинство капиталовложений направить для организации обороны страны и вкладывать в военную промышленность. И все же размах восстановительных работ под руководством Сталина был поистине грандиозным.

Бывший министр нефтяной промышленности Байбаков в опубликованных воспоминаниях писал:

"Я вспоминаю заседания у Сталина, где мне, как наркому, приходилось бывать. Там остро ставились вопросы, члены Политбюро высказывали свое мнение, назывались сроки, ответственные за исполнение. И мы знали, что если есть указание Сталина, для нас оно - закон. Хоть лопни, но все выполни".

В 1947 году СССР успешно решил проблему с хлебом, была создана прочная основа для устойчивого развития зернового хозяйства. Если царская Россия, в лучшие свои годы, могла вырастить лишь 250 кг зерна на душу населения, то Советский Союз в 1979 году производил уже 930 кг с учетом увеличения количества населения более чем вдвое:

7 пятилетка
130,2 млн. т.
8 пятилетка
167,6 млн. т.
9 пятилетка
181,5 млн. т.
10 пятилетка
215 млн. т.

К 1948 году был восстановлен довоенный уровень промышленного производства, а к 1951 году сравнялись с довоенными и урожаи.

Это была поистине большая победа. Восстанавливать и развивать сельское хозяйство после победы в войне пришлось в условиях колоссальных разрушений, которые ему нанесли немецко-фашистские захватчики. В бывших оккупированных ими районах Советского Союза было полностью уничтожено, сожжено и разрушено около миллиона жилых домов и 850000 хозяйственных построек колхозников, 130000 зернохранилищ, 4200 мельниц, тысячи машинно-тракторных станций, колхозов и совхозов. Они угнали в Германию десятки миллионов голов крупного рогатого скота, бесчисленное количество свиней, овец, птицы.

По мере освобождения захваченных районов от врага уже в 1944 году по инициативе Сталина в первую очередь начали постройку и восстановление жилья для колхозников, оставшихся без крова. В результате за короткий срок восстановили и вновь построили 536000 жилых домов. Колхозникам было выдано кредитов на индивидуальную застройку на огромную по тем временам сумму - 255,2 миллиона рублей.

Восстановление и развитие сельского хозяйства помимо урона, нанесенного войной, серьезно осложнялось и постоянно действующими объективными причинами. 47% территории Советского Союза находилось в зоне вечной мерзлоты, где земля промерзала на три метра и абсолютно не годилась для земледелия. В то же время приходилось вести так называемое "рискованное" земледелие, когда в большинстве краев страны среднегодовая температура составляла лишь плюс 5 градусов. Земля систематически подвергалась засухам и суховеям, а ведь чтобы вырастить хороший урожай, нужно 770 миллиметров осадков в год. В Советском Союзе таких земель было 1-6%. Для сравнения в США - 60% земель имеют 770 миллиметров осадков в год.

Восстановлению экономики страны И.В.Сталин отдавал себя целиком, по-прежнему, как и в годы войны, работая по 12-16 часов в сутки. Однако вскоре состояние здоровья вынудило его сократить кипучую деятельность.

Все чаще и чаще он перепоручает руководство важнейшими отраслями экономики своим заместителям по партии и Совету Министров СССР. Подготовку к этому Сталин начал заранее, еще в 1945 году.

6 сентября 1945 года было принято решение об образовании оперативных бюро Совета Народных Комиссаров. В Постановлении Политбюро ЦК ВКП(б), написанном Сталиным, говорилось:

"В связи с упразднением Государственного Комитета Обороны для повседневного оперативного руководства деятельностью наркоматов и ведомств образовать оперативные Бюро Совета Народных Комиссаров.

а) Оперативное Бюро Совета Народных Комиссаров по вопросам работы Народного Комиссариата обороны, Народного Комиссариата Военно-Морского Флота, сельскохозяйственных и пищевых наркоматов, торговли и финансов, а также комитетов и управлений при Совете Народных Комиссаров СССР.

б) Оперативное Бюро Совета Народных Комиссаров по вопросам работы промышленных наркоматов и железнодорожного транспорта.

По первому Комитету: Молотов (председатель), Вознесенский (заместитель), Микоян, Андреев, Булганин, Шверник.

По второму: Берия (председатель), Маленков (заместитель), Вознесенский, Микоян, Каганович, Косыгин".

Помимо состояния здоровья, Сталина серьезно огорчали открывавшиеся недостатки в работе и даже преступления отдельных партийных, советских работников и высших военных руководителей, заболевших "трофейной" болезнью.

Неприятности в среде высокопоставленных военных начались еще в годы войны с дел маршалов Советского Союза Г.И.Кулика и К.Е.Ворошилова. Поскольку существуют разные мнения о степени их виновности и даже имеют место попытки представить их обоих как жертвы "кровожадности" Сталина, целесообразно, в целях объективности, предоставить слово документам того времени.

19 февраля 1942 года Политбюро ЦК ВКП(б) на своем заседании рассмотрело дело по обвинению в антигосударственных преступных действиях заместителя наркома обороны СССР, Маршала Советского Союза Кулика Г.И. В его решении говорилось, что член ЦК ВКП(б) Маршал Советского Союза и заместитель наркома обороны Кулик Г.И., являясь уполномоченным Ставки Верховного Главнокомандования по Керченскому направлению, вместо честного и безусловного выполнения приказа Ставки от 7 ноября 1941 г. об активной обороне Севастополя и Керченского полуострова всеми силами и приказа Ставки от 14 ноября 1941 г. "удержать Керчь во что бы то ни стало и не дать противнику занять этот район", самовольно, в нарушение приказов Ставки и своего воинского долга, отдал преступное распоряжение об эвакуации из Керчи в течение двух суток всех войск и оставлении Керченского района противнику, в результате чего и была сдана Керчь 15 ноября 1941 г.

Кулик, по прибытии 10 ноября 1941 г. в Керчь, не только не принял на месте решительных мер против командования крымских войск, но своим поведением только усилил пораженческие настроения и деморализацию в среде командования крымских войск.

Такое поведение Кулика не случайно, так как аналогичное его пораженческое поведение имело место также при самовольной сдаче в ноябре 1941 г. гор. Ростова, без санкции Ставки и вопреки приказу Ставки.

За все эти преступные действия ГКО отдал Кулика Г.И. под суд. Специальное Присутствие Верховного Суда СССР установило виновность Кулика. Кулик признал себя виновным в предъявленных ему судом обвинениях. Суд приговорил лишить Кулика званий Маршала и Героя Советского Союза, а также лишить его орденов и медали "XX лет РККА". Президиум Верховного Совета апелляцию Кулика отклонил.

Кроме того, ЦК ВКП(б) стали известны также факты, что Кулик во время пребывания на фронте систематически пьянствовал, развратничал и, злоупотребляя званием Маршала и заместителя наркома обороны, занимался самоснабжением и расхищением государственной собственности, растрачивая сотни тысяч рублей из средств государства.

Г.И.Кулика вывели из состава членов ЦК ВКП(б) и сняли с поста заместителя наркома обороны.

Не избежал неприятностей и Маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов, в прошлом один из ближайших соратников И.В.Сталина, герой гражданской войны.

После того, как была детально рассмотрена его деятельность на посту наркома обороны накануне и во время войны с Финляндией и на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., ЦК ВКП(б) принял следующее постановление, написанное Сталиным:

"О работе т. Ворошилова.

1. Война с Финляндией в 1939-40 гг. вскрыла большое неблагополучие и отсталость в руководстве Народным Комиссариатом обороны. В ходе этой войны выяснилась неподготовленность Народного Комиссариата обороны к обеспечению успешного развития военных операций. В Красной Армии отсутствовали минометы и автоматы, не было правильного учета самолетов и танков, не оказалось нужной зимней одежды для войск, войска не имели продовольственных концентратов. Вскрылась большая запущенность в работе таких важных управлений Народного Комиссариата обороны, как ГАУ (Главное артиллерийское управление), Управление боевой подготовки, Управление Военно-Воздушных Сил, низкий уровень организации дела в военных учебных заведениях и др. Все это отразилось на затяжке войны и привело к излишним жертвам.

Т. Ворошилов, будучи в то время Народным комиссаром обороны, вынужден был признать на Пленуме ЦК ВКП(б) в конце марта 1940 г. обнаружившуюся несостоятельность своего руководства.

Учтя положение дел в Народном Комиссариате обороны и видя, что т. Ворошилову трудно охватить такие большие вопросы, как Народный Комиссариат обороны, ЦК ВКП(б) счел необходимым освободить т. Ворошилова от поста наркома обороны.

2. В начале войны с Германией т. Ворошилов был назначен Главнокомандующим Северо-Западного направления, имеющего своею главною задачею защиту Ленинграда. Как выяснилось потом, т. Ворошилов не справился с порученным делом и не сумел организовать оборону Ленинграда. Ввиду всего этого Государственный комитет Обороны отозвал т. Ворошилова из Ленинграда и дал ему работу по новым воинским формированиям в тылу.

3. Ввиду просьбы т. Ворошилова он был командирован в феврале месяце (1942 г.) на Волховский фронт в качестве представителя Ставки для помощи командованию фронта и пробыл там около месяца. Однако пребывание т. Ворошилова на Волховском фронте не дало желаемых результатов.

Желая еще раз дать возможность т. Ворошилову использовать свой опыт на фронтовой работе, ЦК ВКП(б) предложил т. Ворошилову взять на себя непосредственное командование Волховским фронтом. Но т. Ворошилов отнесся к этому предложению отрицательно и не захотел взять на себя ответственность за Волховский фронт, несмотря на то, что этот фронт имеет сейчас решающее значение для обороны Ленинграда, сославшись на то, что Волховский фронт является трудным фронтом и он не хочет провалиться на этом деле".

ЦК признал, что т. Ворошилов не оправдал себя на порученной ему работе на фронте, и направил его на тыловую военную работу.

Назад       Вперед

Оглавление

На главную страницу сайта