Однако став депутатом, Иосиф Давыдович решил-таки отблагодарить своих избирателей. Правда весьма своеобразным способом. Осенью 1998 года он выступил с инициативой воссоединения Бурятии с Агинским и Усть-Ордынским Бурятскими автономными округами:
"Общение с избирателями, руководством округа, а также знакомство с жизнью находящихся рядом и непосредственно связанных с данным регионом Читинской области, Иркутской области и Республики Бурятия привели меня к заключению, что многие проблемы указанных выше регионов, и особенно Агинского Бурятского округа, берут свое начало в имевшей место в 20-30 гг. нашего столетия государственной политике репрессий, которой подвергались как отдельные люди, так и целые народы. Так, в отношении бурятского народа наряду с другими проявлениями геноцида было осуществлено насильственное территориально-административное разделение традиционного региона проживания бурят, повлекшее за собой возникновение целого ряда проблем"1.
Естественно, в том, что сегодня денежные доходы на душу населения в Республике Бурятии почти вдвое, а в Агинском и Усть-Ордынском округах - вчетверо ниже, чем в среднем по РФ, или в том, что среди трудоспособного населения Агинского округа каждый четвертый не имеет работы2, виноват исключительно Сталин. А тот факт, что с 1939 по 1959 год численность проживающих в СССР бурят выросла с 225 до 253 тысяч (на 12,4%), в то время как численность населения СССР в целом - с 190,7 до 208,8 млн. (на 9,5%)3 - несомненное свидетельство "проявлений геноцида" в отношении бурятского народа.
Не были переполнены бурятами и лагеря ГУЛАГа. Так, на 1 января 1939 г. в них находился 1581 бурят4, что, как нетрудно подсчитать, составляло 702,7 заключенных на 100000 бурятского населения, в то время как для СССР в целом этот показатель был равен 772,1.
Теперь разберемся с пресловутым "насильственным территориально-административным разделением традиционного региона проживания бурят".
Как известно, Бурят-Монгольская АССР была создана 30 мая 1923 года.
"Эта автономия имела весьма причудливые границы, включавшие в себя современные территории Усть-Ордынского и Агинского округов. При этом аймаки, ныне образующие Усть-Ордынский округ, были "притянуты" к республике за Байкалом посредством проведения административной границы по узкой полоске западного побережья озера-моря, прямо по труднопроходимым горным хребтам, которые не давали возможности даже для транспортного сообщения. Аймаки же Агинского округа вообще не имели общих границ с республикой и были "островком" бурят-монгольской юрисдикции на землях Восточно-Сибирской области. Образно говоря, та давняя Бурят-Монголия своими очертаниями напоминала самолет с оторванным крылом. Могло ли управление таким административно-территориальным образованием быть эффективным, а экономические связи прочными? Вполне очевидно, что настоящими центрами политического и экономического тяготения для территорий современных округов были и остаются близлежащие к ним Иркутск и Чита"5.
В результате 26 сентября 1937 года вышло постановление ЦИК СССР "О разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области", в котором, в частности, говорилось:
"... г) Присоединить к Читинской области Агинский и Улан-Ононский аймаки Бурят-Монгольской АССР, образовав в составе Читинской области Агинский Бурят-Монгольский национальный округ с центром в селении Агинском ...
е) Присоединить к Иркутской области Аларский, Боханский, Эхирит-Булагатский и Ольхонский аймаки Бурят-Монгольской АССР.
ж) Образовать в составе Иркутской области Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный округ с центром в селении Усть-Орда в составе Аларского, Боханского и Эхирит-Булагатского аймаков, Середкинского Евсеевского, Казачинского сельсоветов Кировского района и Усть-Усинского сельсовета Балаганского района ..."6.
Итак, Агинский округ был переподчинен Читинской области, а Усть-Ордынский - Иркутской области с обменом территориями. В обоих случаях бурятское население сохранило национальную автономию.
Кстати, напомним, что согласно Конституции СССР 1936 года, в отличие от брежневской Конституции 1977 года, согласие автономной республики на изменение ее территории не требуется.
Претензии Кобзона выглядят особенно вздорно, если учесть, что по данным переписи 1989 года среди населения Бурятской АССР было 24% бурят и 70% русских, в Усть-Ордынском округе - 36,3% бурят и 56,5% русских, в Агинском округе - 54,9% бурят и 40,8% русских7. В начале 20-х годов тогдашнее руководство страны щедро наделяло национальные автономии территориями, в том числе и с преобладающим русским населением.
Таким образом, как мы видим, в своем письме И.Кобзон оклеветал сталинскую национальную политику, а кроме того, оскорбил бурятский народ, фактически поставив его на одну доску с народами-предателями, вроде чеченцев и крымских татар.
Вроде бы банальнейшая для наших дней история - очередной представитель творческой интеллигенции, облагодетельствованный в свое время Советской властью, "в благодарность" полил ее грязью. Однако недавно тема "Кобзон и Сталин" получила совершенно неожиданное продолжение.
В "Независимой газете" было опубликовано письмо некоего Я.Я.Эйтингера, отрекомендовавшегося как "доктор исторических наук, профессор, почетный член многих зарубежных академий, бывший узник ГУЛАГа":
"Недавно в телевизионной программе Бориса Ноткина выступал народный артист бывшего Советского Союза эстрадный певец Иосиф Кобзон. Разговор шел о необходимости борьбы с преступностью и коррупцией, о морали и нравственности в нашей повседневной жизни. В связи с этим товарищ Кобзон с нескрываемой грустью вспоминал советское время, когда все "было так хорошо, мы пели песни хором, гуляли по ночам, целовались в подъездах, окна были настежь, страха не было". На замечание Ноткина, что в это время арестовывали людей, Кобзон, не долго думая, ответил: "Ну это касалось политиков". В ответ телеведущий напомнил о ГУЛАГе, но Кобзона это нисколько не смутило, и он тут же возразил: "А что ГУЛАГ? ГУЛАГ работал на страну. Заключенные дело делали" ..."8.
По этому поводу Эйтингер захлебывается в истерике:
"Депутат Государственной Думы Кобзон надругался над памятью миллионов людей, погибших в ГУЛАГе, и оскорбил тех его узников, которым удалось выжить, многие из которых потеряли там здоровье, стали инвалидами. Только утратив последние остатки человеческой морали, можно выступать в наши дни в роли певца ГУЛАГа"9.
Что касается "почетного члена", то с ним все ясно. Можно лишь в очередной раз посетовать на излишнюю мягкость и гуманность сталинского правосудия ...
Что же касается Кобзона, публично выступившего с правдивыми воспоминаниями о сталинской эпохе, то здесь вопрос сложнее. В чем причина такой перемены взглядов? Если Иосиф Давыдович действительно прозрел и переосмыслил прожитое, то он сможет сделать много полезного в деле восстановления исторической правды. Если же это всего лишь дань политической конъюнктуре (ведь сейчас даже Путин к Сталину относится лояльно), то уместно вспомнить незавидную судьбу Якира. Будучи арестованным за участие в военном заговоре, он написал письмо Сталину, в котором была фраза: "Я умру со словами любви к Вам". Как известно, Сталин наложил на этом письме резолюцию: "Подлец и проститутка", а Каганович приписал: "Предателю, сволочи и бляди одна кара - смертная казнь".
2. Регионы России: Стат. сб. в 2-х т. Т.1 / Госкомстат России. М., 1999. С.412, 452, 462.
3. Народонаселение стран мира / Под ред. Б.Ц.Урланиса. М.: "Статистика", 1974. С.23, 341.
4. В.Н.Земсков. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования. 1991, №6. С.17.
5. С.Березин. Кобзон запел не своим голосом, да и песню - чужую // Молодежь Бурятии. 26 августа 1998.
6. Правда. 27 сентября 1937, №267 (7233).
7. Регионы России. Т.1. М., 1999. С.411, 451, 461.
8. Ответственность депутата // Независимая газета. 15 апреля 2000, №69 (2131). С.15.